У каждого фрилансера должно быть портфолио. Без него получить серьезные заказы будет непросто, ведь заказчик не сможет посмотреть примеры работ и удостовериться в вашем профессионализме. Именно поэтому нужно понимать как правильно сделать портфолио, ведь ошибки могут отпугнуть потенциального клиента.
Так что нужно правильно подобрать работы, составить для них описание, указать ссылки и красиво оформить. Только в этом случае портфолио принесет вам много новых и хороших заказов.
Что такое портфолио? Портфолио – перечень работ специалиста или проще говоря примеры работ.
Зачем нужно портфолио:
- Можно не делать тестовые задания – просто скиньте ссылку на подходящую работу;
- Заказчики сразу видят ваши работы и определяют, подходите ли вы им;
- Больше шансов получить предоплату – они видят, что вы не первый год работаете и вам можно доверять.
Как делать портфолио
- Определитесь с направлением, по которому будете подбирать работы. К примеру, у веб-райтера это продающие тексты, информационные, seo и т.п.
- Отберите несколько хороших работ для каждого направления. Я рекомендую выкладывать по 3-5 примеров в разных стилях или с разной тематикой. Чтобы заказчик смог посмотреть на вас с разных углов.
- Создайте небольшое описание для каждой работы. В нем нужно указать название, цели работы, требования заказчика и, если есть, какие результаты она принесла. К примеру, какая конверсия продающей страницы или баннера.
- Залейте портфолио на все доступные площадки: в профиль на популярных биржах, на специализированных форумах, на личный сайт/блог, в социальные сети.
Как выбрать работы для портфолио
- Отбирайте в портфолио не только лучшие, но и средние работы. Так заказчики смогут оценить ваш реальный уровень работы. Вы ведь не сможете постоянно выдавать идеальные статьи, так что не стоит завышать планку ожиданий.
- Не наваливайте скопом все работы. Отбирайте интересные, оригинальные, эффективные, в разных стилях. Нет смысла выкладывать 10 однотипных работ, лучше 2-3, но в разных стилях и тематиках, чтобы показать вашу многогранность.
- На первых местах выставляйте самые лучшие работы, а в конце самые слабые. Обычно просматривают только первые 2-3 работы.
- Старайтесь выбирать подписанные работы, где стоит ваше имя. Если покупатель подставил свое имя под вашей работой, не добавляйте ее в портфолио – будет сложно доказать, что она действительно ваша.
- Выкладывайте уже опубликованные статьи или написанные специально для биржи. Если вы продали работу, но покупатель ее еще не опубликовал, не добавляйте ее в портфолио.
- Обновляйте портфолио время от времени. Со временем ваше мастерство будет расти и нужно будет обновлять примеры работ. Удаляйте слабые и пополняйте новыми работами, чтобы указать актуальный уровень мастерства.
Если у вас совсем нет работ для портфолио, выполните заказ в стол по выдуманным требованиям. Но самое главное – не добавляйте в портфолио чужие работы! Это ужасный удар по репутации, после которого сложно будет оправиться и придется начинать карьеру с нуля. Так что лучше совсем без примеров, чем с чужими.
Как оформить портфолио на бирже
Желательно создать и заполнить профиль на всех крупных биржах фриланса. Даже если вы там не будете работать, вы можете получить выгодные заказы от “прохожих”. Для этого нужно правильно заполнить профиль на бирже и оформить портфолио.
На некоторых сайтах, например fl.ru, можно купить PRO-аккаунт, чтобы увеличить шанс получить заказ. Приходится ежемесячно платить бирже, но при этом вы получаете ряд преимуществ. Например, вы сможете добавить новые специализации, красиво оформить портфолио на бирже и прикреплять примеры работ к своему ответу на проект.
Итак, общие правила оформления примеров работ:
- Если есть возможность, включите превью для своих работ. Текстовое или графическое, в зависимости от работы, но в любом случае это смотрится наглядней, чем просто ссылка.
- Выберите специализацию на бирже и разместите примеры работ по каждой из них. Пусть 1-2, но хоть что-нибудь да разместите, чтобы не было пустых пятен. Но не стоит размещать по 50-100 примеров – создается впечатление захламленности.
- Старайтесь дать информацию сразу, желательно в графическом виде. Разместите описание и саму работу, пусть даже в качестве скриншота + ссылку. Не стоит в портфолио загружать только ссылки – заказчики не любят ходить по неизвестным сайтам. Они предпочитают быстро и доступно ознакомиться с примером и принять решение нанять или нет. Если что-то заинтересует в описании или скриншоте, они перейдут по ссылке и посмотрят детали.
Как сделать портфолио копирайтера
Веб-райтерам и вообще фрилансерам, работающих с текстом, обязательно нужно выкладывать графическое изображение работы. Иными словами – скриншот. Вам решать, откуда его делать – с wordа или сайта, где размещена статья. Главное не заставляйте заказчика скачивать десятки файлов или переходить на сторонние ресурсы.
Удобно делать скриншоты статей с помощью программы Snagit. Можно найти другие аналогичные программы, но я пользуюсь этой и меня устраивает.
- Перед размещением статьи обязательно вычитайте ее, проверьте грамотность, стилистику, логику, оформление (не кирпич), раскрытие темы.
- Добавляйте статьи в разных стилях и направлениях. Про детей, беременность, красоту, строительство, автомобили… – старайтесь охватить все основные направления, с которыми вы работаете. Тогда вы сможете давать ссылку заказчику на конкретную работу, которая подходит под его тематику.
- Систематизируйте работы. Не нужно сваливать все в одну кучу – разбейте по разделам. Продающие тексты и информационные должны быть отдельно, не смешивайте новостные статьи и описание товаров.
- Напишите описание к каждой статье. О чем она, какая цель стояла, какие ключи нужно было вписать, какие результаты принесла заказчику (к примеру, увеличение продаж на 30%). Добавьте ссылку на размещенную статью.
- Размещайте статьи с разных сайтов. Не очень профессионально выглядит веб-райтер, у которого только один заказчик. Это подойдет только в начале вашего пути, когда вы только нарабатываете портфолио и вам просто нечем его разбавить.
- Желательно спрашивать разрешение у покупателя на размещение статьи. Некоторые выступают лишь посредниками, потом правят и продают статьи дороже другим людям. Так что вы можете подставить их и потерять постоянного заказчика.
Как найти свои опубликованные работы? Очень просто, если у вас сохранился документ с текстом (в почте или на компе). Скопируйте весь текст и проверьте уникальность на сайте text.ru – если статью опубликовали, вы ее найдете.
Если вы новичок и у вас совсем нет статей для примера, пишите для сайтов, которые я перечислила в статье требуются авторы статей. Вы могли бы написать туда статью, получить за нее деньги, а когда опубликуют – разместить статью в портфолио.
Кроме того, можно получить работы в портфолио на тендере, участвуя в конкурсах или выполнив работу за отзыв.
Теперь вы знаете как сделать портфолио правильно и не совершите элементарных ошибок. Хотя в основном все зависит от того, чем именно вы его заполните.
Спасибо за советы-)
Спасибо за полезную статью. Портфолио – это очень важная составляющая удачной карьеры любого фрилансера.
Большое спасибо. Ваша статья действительно мне очень помагла
Рада, что статья оказалась полезной :)
Статья полезная, подробная и понятная. У новичков после прочтения не должно остаться вопросов по созданию и оформлению своего портфолио. Дизайнерам, копирайтерам, фотографам и т.п. профессиям портфолио действительно помогает в работе. Даже захотелось себе портфолио сделать. Жаль, что это невозможно при моей профессии.
А какая у Вас профессия?)